Астраханская римско-католическая церковь Успения Пресвятой Богородицы является одной из старейших, сохранившихся до наших времён, церквей в России, служащих верующим поныне. Вместе со зданием бывшего капуцинского монастыря (местом также первой астраханской школы), является памятником архитектуры федерального значения.
Обращая внимание на здание храма, невозможно не думать о тех, кто его строил и в нём молился, поэтому история Успенской римско-католической церкви в г. Астрахани, это также история астраханских христиан-католиков, являющихся частью Вселенской Церкви Христовой.
@ Вальдемар Мацкевич OFMConv настоятель римско-католического Проихода Успения Пресвятой Богородицы г. Астрахани
XIII ВЕК
Проникновение христианства на территорию Астраханского края теряется в глубине веков. Есть данные, свидетельствующие о существовании в XIII веке на этой земле христианских монастырей двух ветвей Церкви Христовой: Греческой, признающей главенство Константинополя, и Латинской, признающей главенство Рима.
Одна из четырех дипломатических миссий, высланных папой римским Иннокентием IV к великому хану монголов, достигла в 1246 году г. Сарай
Во главе миссии стоял итальянский монах-францисканец Джованни Плано Карпини. В Сарае осталось нескольких монахов, вероятно, брат Стефан и брат C. де Бридия, автор «Истории татар» в рисунках. Отец Джованни с братом Бенедиктом Поляком отправились в Каракорум. Книга Карпини «История монголов, именуемых нами татарами» впервые познакомила Европу с миром Востока тех лет.
На обратном пути отец Джованни вел переговоры с князем Даниилом Галицким о восстановлении единства с Римской Церковью. И действительно, в 1247 г. отношения с Римом были формально осуществлены, хотя, ненадолго.
Возможно, что
в 1253-54 годах
в г. Сарай на обратном пути зашла другая дипломатическая миссия к монголам, от короля Людовика IX. Возглавлял ее францисканец Гильом Рубрук из Фландрии (умер ок. 1270). С ним были брат Бартоломео из Кремоны и клирик Госсел.
Рубрук в своем трактате «Путешествие в Восточные страны» привел первые точные сведения об устье Волги, а также доказал, что Каспийское море не является, как считали в то время, заливом Северного Ледовитого океана, а представляет собой большое озеро. «Путешествие в Восточные страны», так же, как и «История монголов» Карпини, неоднократно издавались на русском языке.
В след за дипломатами последовали миссионеры.
Сначала в город прибывали братья-"первопроходцы", отправленные провинциалом или кустодом. Они начинали проповедовать Евангелие, одновременно знакомя людей с Орденом святого Франциска и налаживая контакты с местным населением. В скором времени, после прибытия, "пионеры" приступали к созданию условий для основания монастыря и организованной пастырской деятельности.
Когда было подготовлено жилье (чаще всего - временное) или место под монастырь, в город прибывала группа монахов, возникала община. Обычно принято считать год прибытия францисканских монахов в данный город датой основания монастыря.
Первой степенью межмонастырской организации в ордене были кустодии. Они возникали оперативно, т.е. в регионах, где планировалось основание новых монастырей. Таким образом, во второй половине XIII века была основана Газарийская кустодия в Крыму и Сарайская кустодия, охватывающая Поволжье, Приазовье и Северный Кавказ.
Газарийская и Сарайская кустодии составляли Аквилонский викариат.
Точная дата его основания остается неизвестной. Скорее всего, он был основан еще в то время, когда генералом ордена был святой Бонавентура (1263 - 1274). Первый документ, подтверждающий существование викариата - это письмо бр. Владислава, написанное в Каффе 10 апреля 1287 г. Брат Владислав был кустодом Газарийской (Крымской) кустодии. В письме он говорит о пяти старейших и наиболее значимых францисканских монастырях в Восточной Европе: в Феодосии (Caffa), Старом Крыму (Sulgat/Solcat), Бахчисарае, (Kerqueti), Вичине (Vicum), Сарае (Saray, вероятно - Сарай-Бату).
Известны имена некоторых генеральных викариев Аквилонского викариата: Конрад Пиганский (ок. 1300 г.), Франциск Подийский (до 1371 г.), бр. Армандий Франкийский (после 1371 г.), Валентин Тревизский (ок. 1460 г.).
В состав Сарайской кустодии входило 20 монастырей
Приазовья, Северного Кавказа, Закавказья и Поволжья: в Сарай Бату (Селитренное), Пизаните, Азове, Темрюке, Тамани, Кумухе, Тарки, Шемахе, Сальянах, Георгиевске, Астрахани (Хаджи-Тархане), Гурьеве, Санкт-Иоханесе, Велере, Цареве (Сарай Берке), Угеке. Места расположения двух монастырей на Кавказе установить пока не удалось. Действовало также пять подвижных миссий на Кавказе.
Главный монастырь кустодии, расположенный в Сарай Бату,
был основан ранее 1287 г.
Вероятно, его истоки были связаны с долгим пребыванием в Сарай Бату части делегации Иоанна Плано Карпини.
XIV ВЕК
В конце XIII или начале XIV вв.
Сарай-Бату стал центром епископства.
Здесь работали епископы-францисканцы: Стефан - с 1321 г., Фома - с 1351 г., Альберт Блудоне - с 1357 г., Косьма - с 1362 г.
Францисканцы (наряду с доминиканцами) были первыми, кто начал миссию европейцев к народам неевропейской культуры. Послушные словам Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Мк 16,15), пешком или на ослах, по два или больше, отправлялись везде, куда посылала их Церковь. I Лионский Вселенский Собор (1245 г.), обеспокоенный наступлением арабов и татаро-монгольских воинов, определил направления миссии.
Францисканские хроники передают информацию об обращении Татарского хана – Токтагу-хана, правящего с 1291 – 1313 г.
Он был крещен францисканцами в 1308 г. вместе с матерью Тодотелию, женой Керлей и сыновьями: Георгием, Курмасом и Абустом. После смерти Токтагу был похоронен во францисканской рясе, в монастыре св. Иоанна на Волге. 35 лет спустя, из-за опасности нападения татарских кочевников, его нетленное тело перенесли в столицу Сарай-Бату (современное Селитренное на Волге). Тогтагу почитали как святого. Его могила была разрушена в конце XIV века, во время сожжения Тимуром Сарай-Бату.
Францисканский некролог вспоминает также брата Стефана Унгаро, который из-за страха отрекся от веры. Покаялся и принял мученическую смерть от татар в 1334 г. Палачи перед смертью содрали с него кожу.
Опасности не останавливали миссионеров. Повторяли за св. Павлом: «Горе мне, если я не благовествую» (1Кор. 9,16).
XV ВЕК
По свидетельству францисканских источников, в начале XV века существовало епископство Сарматской земли, с центром в районе современной Астрахани. Известны имена двух епископов этой миссионерской епархии – Иоанна и назначенного 20.09.1434 г. Петра де Ломбеца.
XVI ВЕК
XVI век характеризовался миссионерским энтузиазмом. В конце XV века новый континент, Америка, был открыт для проповеди о Христе. Реформы Тридентского Вселенского Собора (1545-63 гг.) укрепили Церковь, вдохновили миссионеров. Тридентскую реформу успешно воплощали в Церкви новые монашеские ордена, в т.ч.: францисканцы-капуцины и иезуиты.
Летопись Католической Церкви в городе Астрахани - «Historia Domus ab Anno 1716 Junii 6 Ecclesiae Astrachaniensis Armeno-Catholicae» свидетельствовала
о возникновении приходской католической церкви в конце XVI века,
которую построил священник Сотер из ордена капуцинов, ее первыми прихожанами было несколько семей армянских беженцев (1594 г.?)
XVII ВЕК
Продолжительные военные действия между Турцией и Ираном и потеря государственности Армении в XVII веке, а также гостеприимство России увеличило приток армянского населения.
В начале XVII века в городе поселилось значительное число армянских купцов
среди них немало армян-католиков
(Возвращение части Армяно-апостольской Церкви к единству с Католической происходило в XII, XV и в начале XVII веков).
К 1630 году в Астрахани по Заячьему Бугру, центром бугра является современная улица Советская, сложились улицы, и территория к востоку от кремля была обнесена мощными каменными стенами с бойницами и стала называться Белым городом.
Место для строительства первой деревянной Латинской церкви, было отведено недалеко от стен Белого города на реке Луковке, рядом с Большими Исадами.
При церкви братья капуцины основали церковно-приходскую школу, где сами и преподавали.
В 1667 году иезуит Тадеуш Крассинский, будучи проездом в Астрахани, служил мессу в католической церкви, посвященной Успению Пресвятой Богородицы, построенной по свидетельству церковной хроники в 1630 году.
Через Астрахань вели пути дипломатических миссий.
В 1684 и 1689 гг. побывал здесь по пути в Персию для заключения договора против Турции посланник короля Польши Яна III Собеского Саломон Константин Загорский, граф Сыри, армянин католик, известный своим усердием в основании католических миссий в Персии.
Существуют свидетельства, что в Астрахани проживало немало выходцев из Речи Посполитой.
В походах на Речь Посполиту было взято много пленных. Когда в 1655 г. московские войска заняли Вильно, поймали иезуита Вацлава Еленевича в новициатском доме св. Игнатия. Сосланный в Астрахань он скончался здесь семь лет спустя.
XVII век был очень сложным и смутным временем для России. В Астрахани побывал не один самозванец, так подворье архиепископа Феодосия в кремле было разграблено самозванцем Илейкой с казаками.
В течение нескольких месяцев находилась здесь Марина Мнишек с сыном в сопровождении атамана Зуруцкого. Во время пребывания Марины Мнишек, а жила она за стенами Троицкого монастыря в кремле, её домовую католическую церковь освятил 28 августа 1613 г. монах-августинец Николай де Мело, выходец из Португалии.
Игумен Троицкого монастыря считал Марину российской царицей и ездил на поклонение в Москву к царю, оказавшемуся Лжедмитрием.
В 1670 году некоторое время пробыл в Астрахани Разин, и все это время занимался грабежом и жестокой расправой с мирными жителями.
XVIII ВЕК
16 апреля 1702 года
Петр I издает манифест о вызове иностранцев в Россию,
в котором говорится: «…. и охотно предоставляем каждому христианину на его ответственность пешись о блаженстве души своей» и далее: «… им дозволяем и в других местах строить новые церкви».
Царь-реформатор, с целью коренным образом изменить уклад российской жизни много времени отдавал просвещению России.
Грозные указы царя об образовании школ в Астрахани первыми исполнили священники Латинской церкви
В начале XVIII века в Астрахани работали отцы: в 1710-13 и 1716-18 Патриций из Милана (ум. в 1753), в 1716-18 Бонавентура из Читт-ди-Кастелло. Отец Патриций приехал в Астрахань из Грузии, где прослужил 8 лет. В мае 1716 г. с братом Бонавентурой 11 июня купили за 100 руб. дом с целью расширения существующей с 1710 г. школы. Недалеко от церкви, в доме устроили часовню.
Римская Конгрегация Распространения Веры в 1717 г.
разрешила префекту миссии в Грузии послать в Астрахань новых братьев
для проверки возможности деятельности и открытия новой миссии, которая подчинялась бы юрисдикции Префектуры Грузии (вверенной в 1661 г. итальянским капуцинам). Ими стали: бывший супериор капуцинов в г. Гори отец Антонио Мария д'Амелия Луалла (ум. в 1741) и отец Джанбаттиста из Норчи (в Астрахани до 1723 г.). Отец Антоний получил назначение настоятеля миссии и 16 апреля 1718 г. прибыл в Астрахань.
НОВЫЙ МОНАСТЫРЬ, ЧАСОВНЯ И ШКОЛА
Отец Антоний, спустя 4 месяца, уже говорил по-русски и решился просить царя о разрешении на приобретение земли в собственность для постройки монастыря и приюта. Получить разрешение было не просто, но наконец, с Божьей помощью, имея уже землю, начал строительство. Спустя год, год труда и лишений,
в феврале 1720 г. монастырь был построен.
Это было двухэтажное здание под черепичной кровлей «о десяти покоях с часовней в нем». С участием множества народа о. Антоний отслужил в часовне первую святую мессу 26 февраля. Братья отмечали, что такой успех католиков вызывал негодо-вание предста-вителей других кон-фессий.
Построив монастырь о. Антоний взялся за приют, который уже в том же году заработал.
15 августа 1721 года
новый молитвенный дом был превращён в публичную (приходскую) церковь
и на нём для "знаку" был поставлен крест.
Число прихожан росло. Одних армян и «цесарцев» в 1722 г. было 126 человек.
Здание монастыря в настоящее время отгорожено от церкви каменным забором, возведенным во время реставрационных работ 1991 года.
В этом доме была часовня во имя Святого Стефана (на втором этаже) и Латинская школа (первый этаж).
Стены этого дома помнят, как в нем учился первый российский
академик
Василий Кириллович Тредиаковский;
как Пётр Великий, во время подготовки к Персидскому походу летом 1722 года, посетил эту школу, познакомился с её учениками и осмотрел богатую библиотеку.
Подбор книг в библиотеке
поражал разнообразием – сочинения: Гомера, Вергилия, Горация, Сенеки, Плиния – младшего, сатиры Перса и Ювенала, латинские и греческие словари-фолианты; работы по математике и астрономии, по анатомии, ботанике, физике, химии, навигации, сочинения античных философов, историков, поэтов, труды европейских ученых XVI, XVII и XVIII веков. До времен октябрьской революции эта библиотека считалась одной из лучших в городе.
В 1722-23 годах в Латинской школе учился еще один известный россиянин, Антиох Дмитриевич Кантемир, известный поэт-сатирик и российский дипломат.
В 1721-23 годах в Астрахани находились отцы: Казимир де Делеман , Октавио Мария из Милана, Фидель де Роршах и Роман де Порантрюи и др.
Астраханский губернатор Артемий Волынский писал:
«патеры несут Астрахани много пользы:
«понеже из здешнего такого сурового народа обучаются от них молодые дети латинского и прочих языков», «…пребывание их может быть полезно для цивилизации края…».
Отношение губернатора и многих астраханцев к католикам долгое время оставалось добрым. Об этом говорит хотя бы одно событие, связанное с одним из настоятелей католической церкви отцом Жаном Батистом (французом).
Служил он публично мессу в Кремле, в доме губернатора фон Менгдена.
В 1732 году Конгрегация Распространения Веры решила подчинить астраханских капуцинов только что основанной Апостольской Префектуре в Москве, где еще в 1708 Петр I разрешил капуцинам построить храм. Астрахань даже на некоторое время стала центром этой префектуры, когда настоятелями ее стали чешские капуцины.
Во время правления Елизаветы Петровны
с 1741 по 1761 годы
для «инославных» христиан наступили особо тяжкие времена.
У католического настоятеля, отца Джянбаттисты в 1744 г. начались проблемы из-за того, что несколько российских подданных присоединились к Церкви. Несколько священников было выслано из России, но до более жестких ограничений в отношении к католикам не дошло. Католический храм, к примеру, в отличии от армяно-григорианских, избежал разрушения, хотя также, как и они был построен без разрешения Святейшего Синода.
В 1752 г. в Москву из Праги приехало несколько чешских братьев капуцинов. Среди них доктор медицины отец Ромуальд из Брюкс. Получив назначение на супериора в Астрахани, переехал сюда вместе с братьями Канутом и Кресцентием.
К католическому приходу, по информации ведомости губернской канцелярии от 27 апреля
1760 г.,
принадлежало 308 мужского пола и 111 женского пола:
русскоподданных: армян 116 м.п. и 103 ж.п.; калмыков – 7 м.п. и 7 ж.п.; татар – 1 м.п. и 1 ж.п.; грузин – 5 м.п. и персиян – 1 м.п.; нерусскоподданных: армян и калмыков – 176. Но в действительности католиков было больше. В городе встречались католики русской национальности. Было тоже немало подданных западноевропейских государств.
НОВЫЙ ХРАМ
Манифест императрицы от 4 декабря 1762 года и Сенатский указ от 9 июня 1763 года
позволяли «иностранцам, выходящим в Россию, строить и содержать по их законам церкви в тех местах, где они селиться будут».
Получив разрешение на возведение каменного здания храма, новый настоятель отец Ромуальд а Понто (из Чехии), который, будучи доктором медицины, на протяжении всего своего пребывания в Астрахани безвозмездно помогал многим больным независимо от вероисповедания, обратился ко всем, кто может помочь в строительстве.
На просьбу отца Ромуальда о помощи откликнулись не только прихожане, но и магометане, и буддисты, жители Астрахани и края.
Отцу Ромуальду везли строительные материалы: камни, известь, дерево, железо. Пришло много добровольных помощников. Строительство велось быстро, так что Самуил Готлиб Гмелин, составитель карты Астрахани 1769 г., сообщал, что вся местность между Кутумом и каналом восточнее Кресто-воздвиженской церкви выгорела во время большого астраханского пожара 1768 года, но среди домов «…кои в недавно упомянутый пожар не сгорели, находится Католицкий монастырь, нарочито пространный, сделанный из кирпичей в два жила, из коих верхнее для богослужения, а нижнее для жилья служит католическим патерам.… На другом месте по праву принадлежащей сему монастырю земли строится теперь еще, более прежней, также каменная церковь и скоро придет к окончанию».
Гмелин подчеркивал, что строительство церкви осуществлялось при широком участии «неверных» (магометан) и «язычников» (калмыков), помогавших добровольными пожертвованиями и доставкой строительных материалов.
Очевидно, строительство к 1769 г. закончилось,
однако работы по внутреннему обустройству храма еще продолжались.
Проводились они в непростое время, так в августе 1774 года к Астрахани приближался Емельян Пугачев. Отец Ромуальд в это время стал префектом (последним) московской миссии капуцинов и ему приходилось покидать Астрахань, где шла стройка нынешнего здания церкви и совершать длительные поездки в Москву.
В 1778 году 4 октября,
в праздник святого Франциска Ассизского, с разрешения папы Пия VI, с необычайной торжественностью «церковь освящена была в честь Успения Пресвятой Богородицы,
в присутствии русских чиновников и при огромном стечении народа разных сословий и наций». Освящен был краеугольный камень церкви, алтарные портатиле и конфессионал (исповедальня).
Архитектурная идея храма
Своей купольной, двухбашенной композицией католический храм в Астрахани восходит к первой церкви такого типа – к церкви Сант-Аньезе (Святой Агнессы) Боромини (1652 -1657), которую он отчасти повторяет, и общей схемой решения главного фасада. Двойственность конструктивно-пространственного решения, совмещающего черты латинской базилики и византийской церкви типа «вписанный крест», связывает астраханскую католическую церковь с кругом малополь-ской барочной архитектуры, в частности, с архитектурой Белорусии, Западной Украины, где параллельное развитие и взаимовлияние византийского и латинского зодчества приводило к появлению оригинальных памятников, отличавшихся и от русских, и от западноевропейских образцов.
Католическая церковь в Астрахани является примером архитектуры позднего барокко и раннего классицизма.
Если принять, что на облик храма имел большое влияние отец Ромуальд, то этот храм является проявлением его уважения и даже восхищения русской культурой. Конструктивно- пространственное решение, совмещающее черты латинской базилики и византийской церкви является выражением духа диалога культур - духа истинно католического (вселенского). В астраханском храме проявилась идея кафоличности Церкви, ее вселенскости и универсализма.
Другие заслуги настоятеля:
Незадолго до смерти сумел о. Ромуальд еще купить большой дом за 3000 рублей. Построил аптеку. Получил он тоже
место для кладбища,
в полутора верстах к востоку от здания церкви.
Строительство каменной каплицы (часовни) на кладбище
было начато еще при жизни отца Ромуальда, а закончено в 1789 году. Освящена кладбищенская часовня была в честь Архангела Михаила.
Надо отметить, что о. Ромуальда уважало и православное священноначальство. Со временем
сумел он улучшить отношения с православной епархиальной властью,
до него не очень хорошие. Добрые отношения, как астраханцев, так и иерархов Православной Церкви к Католической не прекратились со смертью о.Ромуальда. «К концу XVIII века доверие епархиальной власти к римским патерам возросло настолько, что один из них капуцин Антонович в 1799 году был определен в астраханскую духовную семинарию учителем латинского и французского языков».
Жарким астраханским летом
1781 года, 11 июля,
строитель и настоятель астраханского Успенского храма отошел к Богу.
Прихожане, посещавшие церковь до закрытия ее в 1935 году, будучи в то время детьми, утверждают, что гроб с телом отца Ромуальда находился под алтарем церкви, где висел на цепях. Спуститься к гробу отца Ромуальда, по их утверждению, можно было на большие праздники.
Люди, работавшие в здании церкви в разные периоды времени после ее закрытия (когда там были: зерносклад, а затем столярные мастерские по изготовлению окон, дверей и гробов), утверждают, что гроб с телом Отца Ромуальда взорвали ночью в 1956 или 1958 г.
Существует версия, что найденная в Астрахани картина Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», известная как «Мадонна Бенуа» (ныне находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге) была также привезена о. Ромуальдом из Италии.
Версия, может, маловероятная, но пока исключать ее нельзя.
Нет комментариев
Добавить комментарий