Публикации

XIX ВЕК

XIX ВЕК


Приход в Астрахани вошел в состав новой епархии. Екатерина II без согласия Рима изменила структуры Католической Церкви в империи. Для 1 миллиона католиков, населявших тогда Россию, она основала Белорусскую епархию (в 1772 г.), преобразованную в 1782 г. в Могилевскую архиепархию.


В 1802 г.

российские власти поручили иезуитам заботу о немецких поселенцах – католиках

в Саратовской губернии. (Известно, что император Павел I очень хорошо относился к монахам Ордена Иезуитов.)

                       

ИЕЗУИТЫ


На смену капуцинам в Астрахань пришли иезуиты.


В марте 1805 г.

приехали отцы: для поляков и русских Ян Войшвилло (настоятель в 1805-1807, потом в Моздоке до 1824 г.), и Мельхиор Малеве, молодой (31 год), горячий француз, который за несколько недель достаточно выучил армянский язык, чтобы исповедовать и учить Закону Божию. Отец Войшвилло вскоре заболел так, что о. Малеве, выучив немного польский язык, замещал его до приезда отца Сурына из Литвы (в январе 1806 г.). Отец Мелеве умер в Астрахани 12 августа 1817 г.








С 1807 по 1820 г.,

настоятелем был о. Юзеф Сурын.

В это время помогали ему священники-иезуиты: Анри Гиймен (1806-07), Марк Фурнье (1807-20), Йозеф Брюкнер (1810-16), Пьер Жакоб (Якобс) (1819-20) и другие. Священники менялись, но обычно было их пятеро. Трудились они в основном среди армян и калмыков.




Но так как значительную часть населения губернии составляли мусульмане, иезуиты изучали также основы ислама.


Об отце Жакобе сохранилось такое свидетельство: прославился он своей жертвенностью во время эпидемии в Астрахани, и чтобы быть всегда готовым прийти на помощь своим служением, установил специальный колокольчик в своей келье и даже ночь проводил одетый, сидя на стуле.


Кроме пастырской деятельности иезуиты «занялись воспитанием молодёжи и

5 января 1807 года

открыли при астраханской католической церкви благородный пансион,

в котором было обращено особое внимание на преподавание языков: французского, немецкого и латинского. В первом классе преподавали: русскую и французскую грамматику, священную историю, катехизис (Закон Божий), географию, арифметику и чистописание. Во втором к этим предметам присоединяли: немецкий язык и светскую историю.


В 1811 г.

была открыта другая иезуитская школа

– Астраханская мужская гимназия, для учеников из небогатых сословий.


Важную инициативу для Астрахани предпринял учитель этой школы, Иосиф Антонович фон-Вейскгопфен, преподаватель немецкого и французского языков.


В 1813 г.

начал издавать еженедельную газету «Восточные известия». 


Была она первым в Астрахани периодическим изданием и одним из первых в России.

Его типография напечатала в 1815 г. «Российско-армянский букварь для обучения армянского юношества чтению». Иезуитские школы имели отличную репутацию. В Астрахани посещали занятия даже православные семинаристы и «были без ума от приветливости наставников, их любви и преданности своему учебному делу».
















Астраханские иезуиты были настоящими друзьями губернатора и православного владыки.


У епископа встречались два раза в неделю.




Но в других областях России не все было так мирно. Обвинив иезуитов в том, что они «возомнили потрясать господствующую издревле в Царстве Нашем православную Греческую   веру»…


13 марта 1820 года 

Александр I издал указ о высылке Иезуитов из России.


Астраханцы, в том числе много православных, по многочисленным свидетельствам «провожали изгнанников со слезами».










ВОЕННОПЛЕННЫЕ НАПОЛЕОНОВСКОЙ АРМИИ


 

Отдельная тема это пленные из армии Наполеона в Астрахани и Астраханской губернии


с 1812 г. по 1815 г.


Было их почти 1,4 тысяч. Официальные данные говорят о 2 генералах (Тадеуш Тышкевич и Жан Пеллетье), не менее 7 штаб- и 58 обер-офицерах, 1119 нижних чинах, 126 пленных неустановленных званий, 15 женщинах и 5 детях. Причем 1 генерал, 2 штаб-офицера, 27 обер-офицеров, 999 нижних чинов и 15 женщин с 5 детьми были польской национальности. Помимо поляков встречались: французы, испанцы, пруссаки, голландцы, итальянцы, евреи. Офицеров поселяли в лагерях в Черном Яру, Красном Яру и Енотаевке. Нижние чины также в Астрахани, в кремле, в каменных казармах, называемых Армянскими, откуда были выселены морские служители. Условия содержания были сносными, пленные могли выходить в город на прогулки. Были они тоже использованы в различных работах по благоустройству города, а также по найму. Некоторые служили в астраханской пожарной команде.


В мае 1814 г.

в Астрахани, в местной католической церкви обвенчались

французский рядовой Елоа Дегру с данцигской уроженкой Анной Ковальской. В Енотаевске женились рядовой Жан Губер и девица Марианна Энкен.


Местная власть «предлагала пленным (иногда принуждала) остаться в России и принять подданство. По Астраханской губернии такое желание выразили 36 человек, в том числе 26 поляков, 4 француза, 3 крещеных еврея из войск Герцогства Варшавского, 2 голландца, 1 итальянец.


Все военнопленные, которые не захотели принять российское подданство, вернулись домой.




ОТЕЦ ЕВСТАФИЙ МОДЗЕЛЕВСКИЙ, КАРМЕЛИТ


После отъезда иезуитов из Астрахани (1820 г.) появились новые священники: Иоаким Селентян (или Саллантян) и францисканец (бернардинец) Людовиг Шеффер.


С 1822 г. по 1826 г. 

куратом церкви был отец Генрих Дашкевич (утонул в р. Кутум).



В то время (1821 г.)

Приход насчитывал 329 постоянных прихожан:

243 армяно-католиков (в т.ч. 22 детей), 49 римско-католиков (среди них итальянцы, немцы, поляки и др.), 22 грека, 8 грузинов или армян из Грузии,  3 сирийца, 4 халдея. Кроме этого, ок. 30 военнослужащих. Кроме этих постоянных жителей города, прихожанами было немало «временных» – в том числе воинский состав рабочих и флотских экипажей.






(1826 г.)

Новый настоятель 

Астраханской церкви 32-летний отец Евстафий Модзелевский был священником кармелитского ордена. Его 23–летнее служение в Астрахани не было легким, но о.Евстафий оказался несгибаемым человеком и руководителем. Сумел он завоевать авторитет у многих прихожан, хотя не владел армянским языком, зная лишь латынь, польский и русский. В такой атмосфере и


материальное благополучие Прихода выросло.





В письме могилевского епархиального начальства астраханскому курату от 9 августа 1831 г.читаем: «Генеральная визитация доказала, что фундуш (финансовые средства) Астраханской Церкви состоит из найма домов, лавок, кружки и доброхотного подаяния, и что годичный доход простирается (…) до 1500 руб. ассигнациями, из коих выдает ежегодно на жалование для приходского священника по назначению покойного митрополита Сестренцевича 800 руб. ассигнациями, с остальных же удерживает церковь и строение и др. что на помещение священника находится в Астрахани - каменный двухэтажный дом; из сего заключить можно, что прихожане Астраханской Р.Католической Церкви в состоянии содержать двух священников».

   


В 1840 году

отец Модзелевский был официально назначен штатным священником воинских чинов римско-католического исповедания

находившихся в г. Астрахани, с жалованием в 600 рублей ассигнациями в год. Обязанностей же было немало, и связанны они были с выездами в отдаленные гарнизоны, в Енотаевскую и Черноярскую Инвалидные Команды. Военнослужащих католического вероисповедания насчитывалось более 500 человек.


1847 г.

был годом начала ремонта церкви и других приходских зданий.

Великими помощниками в этом и в других делах были прихожане.


22 января 1850 года отец Евстафий похоронил одного из своих прихожан, а несколько дней спустя  самого  отца Евстафия  проводили в последний путь. Он


умер 28 января 1850 года


и был похоронен в часовни на церковном кладбище в Астрахани.


За годы его служения католиков в церкви стало больше, среди них крупные чиновники и известные в городе люди. Астраханская Католическая Церковь и ее настоятель пользовались уважением среди населения. Предвидя большое скопление народа на похоронах «31 января в 9 утра четыре конных нижних чина были посланы для наблюдения благочиния при  погребальной церемонии отца  Модзелевского».  

     

В 1850 г. Могилевская митрополия была разделена на 7 епархий. Таким образом, Приход  в Астрахани вошел в состав Херсонской епархии (с 1852 – переименованной в Тираспольскую, с центром в Саратове) и относился к Саратовскому деканату. Армяне  католики также были подчинены юрисдикции Тираспольского епископа.


Наступили перемены в Приходах, считавшихся поначалу армянскими. Армяне всегда молились и продолжали молиться на родном языке, но со временем стали лишь частью многонациональных католических общин и их Приходы были переименованы в латинские.


КАНОНИК КСАВЕРИЙ РУБАЖЕВИЧ


В октябре 1849 в Астрахань приехал служить

отец Ксаверий Рубажевич, священник с 9-летним стажем из Вильнюсской епархии.


Особой заботой нового настоятеля стало достойное служение Литургии в церкви.


Отец Ксаверий

в ноябре 1856 года получил назначение штатного священника воинских чинов римско-католического исповедания

с жалованием 171 руб. 42 ¾ коп.  серебром в год. Было это связано с прибытием в Астрахань 44-го и 45-го флотских, и 17-го и 18-го рабочих экипажей. Увеличилось количество военнослужащих католиков до 665 человек. В одном 17 рабочем экипаже служило 173 католика (в основном поляки).


Каждый год, в предпасхальный период, в марте и апреле, объезжал он гарнизоны и станицы, где служили католики. Военное ведомство предписывало неправославным  военным капелланам совершать такой объезд один раз в году.


Кроме этого немало было других выездов в воинские части. К примеру, генерал майор Фантон де-Верройон просил приехать в Новопетровские укрепления похоронить по католическому обряду усопшего коменданта крепости Антона Петровича Маевкого, а за одно исповедовать и причастить Святых Тайн находившихся там солдат и офицеров католиков.


Статистические данные о работе в Приходе, 

составленные самим настоятелем, с 1856 г. по 1873 г. показывают, что в год крещеных было в среднем 17 детей, похорон - 23, венчаний - 8. Число прихожан в то время варьировало между 500 и 800 человек, причем мужчин было 2 раза больше чем женщин (это касалось, главным образом, поляков). Армяно-католиков постепенно становилось  все меньше. В 1862 г. - 147 человек, в 1868 г. - 125.







С 1857 г.

появились у о. Ксаверия занятия по преподаванию Закона Божия в разных училищах города.

Годом раньше в церковном доме была открыта школа для приходских детей по подготовке к первому Св. Причастию.


С марта 1857 года

настоятель получил долгожданного викарного священника

знающего армянский язык -  отца Конрада Леговича, францисканца – бернардинца из Минской губернии. Отец Конрад вскоре взял на себя занятия в астраханских учебных заведениях, обучал также армянских детей Закону Божиему и «прочим первоначальным наукам».

                             

Летом 1872 г.

на смену о. Конраду приехал новый викарий,

армяно-католический священник Симеон Шаинов (Шагинов).


В 60-е годы XIX века

в Астрахани появилось немало ссыльных поляков и литовцев,

участников антицарского восстания 1863 года, а также защитников прав Церкви во время репрессии.


С 1865 г.

Астрахань имела возможность познакомиться с назначенным на должность варшавского епископа суффрагана  Павлом Ржевуским.

Российское правительство не согласилось на его хиротонию, и за то, что встал на защиту варшавского архиепископа Сигизмунда Фелиньского, сосланного в Ярославль, сам был отправлен в Астрахань, где прожил 21 год. Поляки обожали его, с уважением называли епископом, а и он не мог с ними расстаться. Оставил Астрахань только спустя два года после разрешения на выезд.  Синдикам Прихода поручил 1000 рублей на строительство богадельни.


В 1870 г.

католиков, постоянно проживавших  в Астраханской губернии, было 480,

в т.ч. 118 военнослужащих с семьями и 119 армяно-католиков. Такие данные находим в сохранившемся списке 1871 г. В этот список не входят ссыльные и временные прихожане, не имевшие российского подданства.


18 декабря 1872 года,

после 23 лет служения в Астрахани, отец Ксаверий Рубажевич умер.

Был похоронен в кладбищенской часовни.




ПРИХОЖАНЕ

И ИХ ЗАБОТА О ЦЕРКВИ


Времена правления Николая I и Александра II (1825 – 1881) были нелегкими для католиков в России.


Государственно-церковная акция вынудила 1,5 миллиона греко-католиков  стать православными. Потом пришла очередь закрывать римско-католические монастыри. Введена была цензура рукописных проповедей. Преследовались священники, преподававшие Святые Таинства обращенным из православия. Браки русских, совершенные одним католическим священником, не считались действительными, пока их не обвенчал православный священник. Хотя формально был подписан конкордат между Святым Престолом и Россией в 1847 г., многие его постановления не соблюдались. К примеру, в состав католической  Консистории должны были входить преимущественно духовные лица, а епископам принадлежало право их назначения и увольнения, но на практике это далеко не всегда соблюдалось.


После Январского восстания  в царстве Польском 1863 г. репрессии против Католической Церкви в империи усилились. А когда в 1866 г. папа Пий IX протестовал против них, Петербург разорвал конкордат 1847 г. Дела, подлежавшие рассмотрению Св. Престола, были переданы в исключительную компетенцию  Римско-католической Духовной Коллегии. Вследствие чего  деятельность Католической Церкви в России была поставлена под столь жестокий контроль правительства, что формально превращал ее в схизматическую Церковь по отношению к Риму. Однако, непримиримая позиция Рима и местного духовенства заставила Александра II пойти на ограничение влияния Духовной Коллегии на жизнь Католической Церкви в России. Отношения с Римом вновь обострились с попыткой насильственно ввести  русский язык в богослужения, где использовался польский.  Примирение начинается лишь с 1882 г., при Ватикане был аккредитован русский министр Извольский.


В Европе в то время католики организуют молитвы об обращении России.  


 


В Астрахани благодаря прихожанам Церковь все-таки развивалась.


Регламент Прихода от 12 февраля 1769 года содержал 2 параграфа, которые свято чтили прихожане до 1935 года (и не потеряли своей актуальности и в настоящее время). Звучат они так:


«34. Собранную к пользе церковной казну почитать надлежит, яко принадлежащую всем прихожанам, которая, по собственной их воле и желанию употреблена быть должна….».


«35. Прихожанам пещись надлежит, дабы церковь и все к тому принадлежащее было в хорошем состоянии и, ежели что обветшает, всегда было по возможности исправлено».


До XIX века большинство прихожан состояло из армян, калмыков, татар, грузин. В XIX веке в Приходе все больше немцев, поляков и французов.


               Главный редактор «Астраханских Губернских Новостей» Рыманенко С.С. по результатам однодневной переписи  населения, проведенной 23 декабря 1867 года, приводил данные, что почти половина прихожан церкви армяне, остальная часть поляки и другие национальности. В 10 рабочем экипаже было 32 католика, в 46 флотском – 8, в 44 флотском – 16, причем большая часть их старшего и среднего офицерского состава это были немцы и французы. Некоторые данные приводят численность католиков в городе: 517 мужчин и 62 женщины.


В 1870 г. постоянных прихожан было 480, а спустя 4 года - 687, причем, больше половины жило в уездах. Многие из них это были ссыльные поляки.


Текущее управление Приходом осуществлялось при помощи синдиков (старост).

От синдиков зависело не только материальное благосостояние церкви, но и мирная атмосфера среди прихожан. Важнейшие вопросы решались на общих собраниях прихожан, на которых присутствовали  знаменитые католики города.


Прихожане защитили мясные лавки на рынке «Большие Исады»

от домогательства городской Думы (полиция хотела запретить продажу в них мяса).


Заботились о красоте и святости храма.

Лука Альбертьев и супруга его Мария Андреевна Сабунжогло пожертвовали в Астраханскую римско-католическую церковь святые мощи, оправленные в серебряный крест.


Самыми важными вопросами, которыми занималось общество прихожан, были

ремонты церкви и приходских зданий.


     


Среди прихожан были архитекторы, готовящие сметы ремонтов.   Средства на ремонты Приход получал от частных пожертвований, а также сдачи в аренду мясных лавок и других помещений в церковных зданиях.  


Синдиками церкви были нередко купцы,

которые выполнив ремонт церкви и дома в лучшем виде, сумели еще и сэкономить средства.


В середине XIX века была проведена большая работа:

Зимняя церковь вновь переделана, в т.ч.: написано масляными красками четырнадцать большого размера образов (вероятно - «стояния Крестного пути»; была сделана и каменная ограда на кладбище; вокруг церкви новый каменный забор и снесено ветхое каменное здание (вероятно старой аптеки построенной о. Ромуальдом в XVIII веке.

         

Синдики были великой помощью для настоятелей.


После смерти каноника Рубажевича, обязанности настоятеля, как по Приходу, так и в воинских частях, исполняли


(настоятели с 1872 по 1897 г.):


отец Симеон Шаинов (армяно-католический священник), отец Христофор Петкевич (с 1873г.), священник Киприан Гинтилло (с апреля 1874 г.), каноник Раймунд Андржейкович (с 1876 г.), отец Болеслав Андржейкович (с 1887 г.), магистр богословия и философии отец Франциск Рогозиньский ( с 1891 г.), отец Игнатий Мицкевич (с 1893г. по 1897 г.). В 1893 г. в Астрахани свой священнический путь начинал Ежи Юзеф граф Шембек, будущий епископ Плоцка, архиепископ Могилевский, апостольский администратор Минской епархии.


Во время  служения этих настоятелей произошли в Приходе такие


важные события (конец XIX века):


ремонт кладбищенской церкви св. Михаила Архангела; ремонт, расположенных на Больших Исадах мясных лавок и строительство второго этажа над ними; устройство на католическом  кладбище усыпальницы для мнимо умерших; в связи с войнами с Турцией в 1870 г. в храме установлена была кружка для сбора добровольных денежных пожертвований в пользу «Общества попечения о раненых и больных воинах»; в 1880 году в церкви установлен был новый большой орган; астраханский Приход  отличился в деле финансовой помощи Высшей Католической Семинарии Духовной в Саратове; ремонт и покраска храма;


с 1891 г. Приход начал строительство нового двухэта
жного дома (нынешний Дом
Общины по адресу ул. Победы, дом 3).

Нет комментариев

Добавить комментарий