Публикации

XX век

XX век


В 1897 г. Римско - католиков в астраханской губернии было 1534 чел. (947 муж. пола и 587 жен. пола), армяно – католиков 50 (21м.п. и 29 ж.п.). В том числе в Астрахани проживало 1179 римско-католиков (705 м.п. и 474 ж.п.) и 38 армяно-католиков (13 м.п. 25 ж.п.). Родными языками католиков были: польский – для 784 чел., немецкий -  для 477 чел., великорусский – для 112 чел., литовский и латышский – для 53 чел., романские (итал., фран.) – для 33 чел., армянский – для 42 чел. и др.


К 1 января 1900 г. Приход состоял из 2181 католика (1118 муж. и 1063 жен.).






ПРИХОД ПРИ НАСТОЯТЕЛЕ

ЛЕОНЕ КОЗЛОВСКОМ

(С 1897 ПО 1912)


Общество церкви в 1900 году начало готовиться к очередному ремонту церковных зданий.

Многие прихожане приносили свои пожертвования. Весной 1903 года начались ремонтные работы. Окрашивали кровлю храма  зеленою краскою. Отремонтировали кровлю церковного дома на Больших Исадах. Городскую и кладбищенскую церкви со всеми жилыми и нежилыми постройками и оградами, включая богадельню, выкрасили внутри и снаружи в указанные цвета. На бывшем капуцинском монастыре при церкви исправили черепичную кровлю. Образ коронования Девы Марии, который мы видим сейчас над главным алтарем, написан был Наумом Гржебиным.

 


О других хозяйственных заботах синдиков Прихода узнаем


из книг Отчетов о расходах и доходах.


В течение более 10 лет на рубеже XIX и XX веков они не изменились существенно.


В 1896 году                расходы

представлялись следующим образом:


Жалование настоятелю церкви – 800 руб. и за преподавание Закона Божья – 300 руб., всего Ему же жаловано – 1100 р. (годовая зарплата учителя старших классов гимназии – 1000 – 1200 р.)


(в некоторое время Приход имел викарного священника с жалованием в 600 р.)


Жалование органисту церкви – 420 р.


Жалование закристиану (ризничному) церкви – 300 р. (годовая зарплата простого заводского рабочего в городе: 120 – 300 р.)


Жалование церковному сторожу – 180 р.


Жалование бывшему другому сторожу – 180 р.


Жалование кладбищенскому сторожу – 180 р.


За поливку деревьев на кладбище – 270 р.


«Жалованы» ночным караульщикам – 42 р.


Вспомоществование бедным и больным прихожанам – 180 р. (в 1905 г. выросло до 300 р.)


 Городской налог – 500 р.


Отопление церковных зданий – 300 р. Водоснабжение церковных домов – 234 р.


Страховка церковных зданий – 78 р. (в 1905 г. выросла до 135 р.)



Покупка восковых свечей – 300 р.


Покупка стеариновых свечей, деревянного масла, ладана, курительного порошка и керосина для церкви – 100 р.


Чистка дымовых труб – 24 р.


Чистка ретирадов и помойных ям – 120 р.


Стирка церковного белья – 36 р.


Церковное вино – 24 р.


6 фундационных обедни (св. месс) – 12 р.


Шнуровка книг, бланки, канцелярские принадлежности, учебники, газеты, переписка церковных бумаг, рубрицели (церковные литургические календари) -120 р.


Подлежащие к возврату арендатору Гостинцеву % от залога – 97 р.


За набивку льдом ледника – 30 р.


… по постройке дома – 3243 р.


На всевозможные расходы непредвиденные в сей смете – 200 р.


Ремонт в церковном доме на Больших Исадах – 169 р.


Ремонт погребальной колесницы – 167 р.В последующие годы прибавлялись еще другие расходы, к примеру, в 1905 г. жалование учителю пения -180 р., на украшение Гроба Господня (перед Пасхой) и в праздник Тела и Крови Господней – 50 р., за укладку в церкви терракотового пола – 3000 р.










Доходы


в 1896 г. представлялись следующим образом:


Аренда за мясные лавки на Больших Исадах от г. Гостинцева – 4250 р.


Аренда за Гостиницу на Больших Исадах от Латаева – 925 р.


За квартиры в новом доме – 840 р.


Тарелочного сбора – 300 р.


От продажи свечей и огарков – 300 р.


Пожертвований на Сретенские свечи – 117,55 р.



За прокат погребальной колесницы – 25 р.


Пожертвований при совершении духовных треб – 50 р.


Непредвиденных в сей смете статьи дохода:


Залог г. Гостинцева состоящий из % бумаг заложен в Отделение Государственного Банка и получено (…) квитанциями – 1770 р.


Процентов от капитала, хранящегося в коллегии получено при Указах Консистории – 15, 74 р.


Поступило пожертвований от г. Климашевской наличными деньгами на починку погребальной колесницы – 50 р.



О распорядке богослужений в церкви


 


узнаем из письма отца Леона епископу от 11 февраля 1904 года (с объяснениями):


«Порядок богослужений соблюдается следующий:


Накануне воскресных и праздн. дней в костеле служится вечерня «Vesperae» - с 1-го октября

по 1-ое мая в 2/часа по полудни


с  1-го мая по 1-ое октября  в 6 час. вечера,


что соблюдается и в самые воскресенья и праздники.


Время богослужений (в праздничные дни):


в 10.00 утра Godzinki (богослужение-гимны) о Непорочном Зачатии Пресвятой Богородицы,


в 10.30 проповедь на польском либо на немецком языке,


в 11.00 (начало святой мессы),


начало гимна при окроплении верных освященной водой - «Asperges me…», окропление, (крестный ход вне храма либо внутри, смотря по погоде), Главная Обедня (месса), в воскресенье Summa (воскресная главная месса), после Мессы – гимн «Святый Боже!»…


         Когда (если) открытая pyxis (чаша для хранения Пресвятых Даров) была перенесена и окаждена без пения, поется «Святый Боже».


        Завершая богослужение еще раз окаждается pyxis и священник протягивает руку, держащую pyxis и не в молчании (что contra rubricus – не предписано


литургическими указаниями) но с пением гимна «Бог наше прибежище» и т.д.,


следует благословение Пресвятыми Дарами.


В летнее время, когда бывает невыносимая жара на дворе и в костеле Богослужение совершается на полчаса раньше обычного.


Затем с незапамятных времен в нашем астраханском приходе сохраняется обычай, что на третий день после Пасхи и Пятидесятницы (что contra rubricus) служится на кладбище месса за усопших в литургическом цвете данного дня, с пением одного ноктурна, с крестным ходом вокруг могилы в траурном облачении, как равно и 3-го ноября совершается такой же процессиональный ход.  


Молебствие к Матери Божией так в мае (майское богослужения – Лоретанская Литания Пресвятой Богородице) как и в октябре (розарий) служится в 5 час. вечера. «O Salutaris Hostia» (гимн при выставлении Пресвятых Даров) всегда поем стоя, не приклоняя колен и  как, кстати, требуют литургические правила. При катафалке становимся у головы усопшего, не у ног».    

             





1905 год.


В России принес он перемены, также в религиозной сфере.


Николаем II был издан указа « Об укреплении начал веротерпимости».  Хотя не давал он еще полной свободы вероисповедания, но разрешал русским переходить в другие церкви.  В период с 1905 по 1909 г.,  в Католическую Церковь из православия перешло (вернулось)  233000 человек.



 



БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ


Рост количества прихожан, парадоксально, не привел к увеличению средств на существование церкви, а скорее наоборот. Причину, вероятно, надо искать в увеличении количества ссыльных, малоимущих прихожан, которые сами нуждались в помощи. Возможно, таких богатых купцов армян католиков как М.Ф. Алабов стало меньше.


Деятельность Прихода подразумевала не только содержание церкви и священника, но также и благотворительность. «Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?». (1 Ин 4,20)

 

Фотография Л.В. С.И. Климашевских (справа) Начало ХХ века.



15 августа 1898 года было организовано

«Общество вспомоществования бедным прихожанам астраханской римско-католической церкви».


Помощь выражалась в снабжении одеждой, пищей и приютом неимущих; поиске работы нуждающимся; помещении больных за счет «Общества» в больницы; в воспитании детей неимущих и неизвестных родителей. Со временем основной заботой «Общества» стала


школа,


открытая  с разрешения директора народных училищ 1 сентября 1900 г. В 1901 г. в школе обучалось 33 человека, в 1910 количество учащихся увеличилось до 41, а в 1912 – до 45.


В 1913 году


«Общество»  собиралось открыть библиотеку с читальней.  Целью было «развитие просветительской деятельности, устройство лекций, литературных вечеров, в которых бедный рабочий народ мог бы найти и духовную пищу, и душевный отдых».


С тех времен сохранилось много журналов на разных языках.


В скором  работа «Общества» сильно осложнилась из-за того, что


в 1914 г. началась  Великая война.


Церковь проводила сбор средств в пользу раненых и больных воинов. Участвовала в деятельности Астраханского Комитета по организации помощи разоренному населению Царства Польского. Война привела в Астрахань беженцев из западных окраин империи. Появились военнопленные подданные австрийские и немецкие, среди них пленные гражданские лица. Многие из них - поляки. Все польские семьи  считали священным долгом помочь своим сородичам. Священник служил так военнопленным католикам как и военнослужащим католикам Российской армии.

 

Военнопленные мастера, работавшие в мастерских комитета  по устройству беженцев. 1917 г.



Следующее настоятели


также включались в благотворительную деятельность своих прихожан. После смерти отца Леона (1912 г.) в Приходе служили священники: Викентий Сквирецкий, Петр Дугрис ,  Адам  Деш (в 1913 г.).


В 1915 г. администратором Прихода стал отец Владас Юргутис.


 


Администрировал Приходом в Астрахани до 1916 г. с кротким перерывом, когда обязанности настоятеля исполняли о. Иоанн Шнейдер и о. Адам Деш. Отец Владас Юргутис (1885 –1966) - экономист, профессор. Будучи первым управляющим Банка Литвы - он неофициально считается "отцом литовского лита". В независимой Литве возглавил министерство финансов и Бюджетный комитет. В 1922 г. служил министром иностранных дел Литвы.


В сентябре 1916 г.

на должность  администратора был назначен отец Станислав Вольский.


 

Фото 1957г. Польша


О. Станислав был избран  членом «Польского Совета Изгнанных». Отец Адам Деш остался в Астрахани в качестве заштатного священника (это было связанно, вероятно, с его болезнью).



ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ


Февральскую революцию 1917 г. католики  

встретили  с энтузиазмом.


Пришла долгожданная свобода, но как оказалось, кратковременная.

Бурлила страна, бурлила Астрахань. Многие прихожане астраханской церкви задумывались о выезде из России. И действительно - численность прихожан уменьшалась. В 1914 г. составляла 1824 человека (преимущественно поляки и немцы), в 1917 – 1350 человек. (Приход имел филиалы в населенных пунктах: Енотаевка, Красный Яр, Черный Яр и Царев.)






Ночью с  24 на 25 января 1918 г. на кремль, где размещались Совет депутатов и комитет Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) начали наступление казаки.


Однако

7 февраля 1918 г.

революционные силы, получив подкрепление, одержали победу над казаками. Этот день стал официальной датой установления Советской власти в Астрахани.


Простым людям это время запомнилось нехваткой продовольствия  и разгулом банд. Открылись тюрьмы и лагеря военнопленных.

Началась новая эра.


На долю священников Станислава Вольского и Адама Деша выпало тяжелое испытание.    

         

В 1918 году был издан декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви.


До апреля 1919 г., во многих случаях, у церквей были изъяты процентные бумаги и книжки. Метрические книги были изъяты в отделы актов гражданского состояния.


Весна 1919 г.

началась волнениями рабочих во многих городах России.


Зарплаты не хватало даже чтобы выкупить продукты по продуктовым карточкам, позволяющим купить только 200 грамм хлеба на человека. Рабочие требовали свободы собраний, слова, прессы, освобождения политических заключенных, свободных выборов в заводские комитеты и советы, ограничения привилегии для коммунистов. Город по приказу Кирова был окружен войсками верными большевикам. Начались аресты, расстрелы, заключенных топили в Волге, все сопровождалось грабежом купеческих домов. В течение недели погибло от 3 до 5 тысяч людей.


Напряженную обстановку молодой (29 лет)

о. Станислав не выдержал  и просил епископа о разрешении выезда в Польшу.

Но до Польши добрался лишь 23 декабря 1923г. между прочим, из-за только что начавшейся советско-польской войны.


Не смотря на то, что в стране продолжалось время разрухи,

римско-католическая община живет,

и в состоянии платить арендную плату за пользование храмом, платить за свет, отопление, воду и т.п. Приход содержит приют для обездоленных детей. Средства на эту цель обеспечивал доход от ремесленной мастерской. Приют и мастерская находились в нынешнем Доме Общины на углу ул. Бабушкина и ул. Победы (дом № 3). Кстати, ул. Католическая была уже тогда переименована в ул. Бабушкина (в 1920 г.).


В 1922 году администратором Прихода стал

о. Августин Баумтрог.

Прихожане  помнят, что был он худой высокого роста. (Видим его на сохранившейся фотографии, сделанной фотографом Сиво летом 1927 года.)

Был  он незаурядным человеком. В 1929 г. когда епископ Кесслер официально сложил с себя полномочия главы Тираспольской епархии, Баумтрог стал её фактическим руководителем.

13 августа 1930 был арестован в Саратове

по групповому делу немецкого католического духовенства Поволжья. Умер на Соловецких островах в марте 1937 г.










Многие священники так пострадали,

остальные работали в неуверенности о своем будущем. Тем более что дело немецкого католического духовенства не было первым процессом такого рода. Первый процесс католического духовенства, назван впоследствии «процессом Цепляка-Будкевича» произошел в 1923 г.



Год 1922 стал «Черным» для храмов

по всей стране.  Из церквей  изымались богослужебные предметы из серебра, золота и платины. Предлогом была помощь  голодающим.


В марте 1923 года издана была “Инструкция о порядке переучета церковного имущества». Вероятно, после этой инструкции и появилась так называемая пресловутая «двадцатка» прихожан, отвечающая, за имущество церкви, и являющаяся, по сути, церковным  советом, с которым заключался договор на время пользования храмом и имуществом.


В 1924 г

власти закрыли кладбищенскую часовню

св. Михаила., а в 1928 г. часовню св. Стефана

в бывшем капуцинском монастыре («Дом ксёндза»). Возможно, при закрытии часовни также книги из приходской библиотеки были изъяты и переданы в городской архив.


Католики не сдавались. Не смотря на лишение отца Августина избирательных  прав (1924 г.), в ноябре приходскую общину зарегистрировали. Могли еще выплачивать введен в 1925 году местный налог с церковных зданий.


В марте 1926 года

священников выселили из здания бывшего капуцынского монастыря.


Отцу настоятелю Августину и отцу Адаму (заштатному священнику) пришлось приспособить себе под жилье помещения при храме. О. Августин жил там, по крайней мере, месяц,  до назначения его управляющим епархией, а о. Адам почти 10 лет, до выселения его оттуда.


С 1927 г.

власти еще больше ограничили в правах церковно-приходские советы.


Ударом по хозяйственной деятельности католического Прихода было закрытие ремесленной мастерской. Все труднее было собрать средства на арендную плату  за пользование храмом.

 



ЗАКРЫТИЕ ХРАМА

Католическую церковь закрывали так: вначале было 


«Постановление комиссии

по вопросу культов при Городском Совете от 10 июля». Заседание это происходило в 1933 году. Протокол этого заседания, как и «Протокол №109 заседания президиума Астраханского Городского Совета от 5 августа 1933 года хранится в ГААО. Выписка из «Постановления комиссии…»:


«СЛУШАЛИ: О ликвидации римско-католической церкви».


«ПОСТАНОВИЛИ: Ввиду истечения 16 дней со дня опубликования объявления о расторжении договора с общиной римско-католической церкви заявления на предмет заключения нового договора на молитвенное здание и дача обязательств о погашении старой задолженности в сумме 4504 рублей 61 копейки со стороны нового состава религиозного общества не поступило. А посему, считать возможным приступить к ликвидации церкви согласно ст.36 постановления ВЦИКа и СНК от 8 апреля 1929 г» (лист 109).


На основании этого «Постановления…» было

вынесено решение о закрытии церкви. Выписка из «Протокола № 109»:


                     «Рассмотрены вопросы: …


Проведено путем ОПРОСА:


П.29. Постановление горкомиссии по культам о ликвидации римско-католической и армяно-григорианских церквей.


СЛУШАЛИ:                                     31 июля 1933 г.»


«ПОСТАНОВИЛИ:


Постановление горкомиссии по культам от 10 июля и 16 июля 1933 г. УТВЕРДИТЬ.


Усматривая, что со дня опубликования о расторжении договора с общинами римско-католической и армяно-петропавловской церкви на предмет заключения нового договора на пользование молитвенным зданием и уплаты всей числящейся задолженности по налогу, на основании постановления КИКа от 26 мая 1933 года прошло продолжительное время (объявлено 24 июня первой и 7 июля второй) и заявление о заключении нового заявления от нового состава общины не поступило, а также и задолженность не погашена, поэтому на основании ст. 25 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года указанные церкви закрыть.


Предложить особой части госфонда срочно принять здание и имущество от общины римско-католической и армяно-петропавловской церкви.


Просить НВ Крайисполком об утверждении п. 2-го настоящего решения.


Выписки посланы: Комиссии по культам, ГФО, НВ крайисполкому, 3 августа 1933 г.»


Формулировка, по которой закрыли римско-католическую церковь, свидетельствует о том что


«Общество» церкви было очень дружным.


Если бы это было не так, то формулировка могла быть такой: «за неуплату налогов в сумме…4504 рублей, распад церковного совета и малого количества верующих посещающих церковь, договор с общиной верующих расторгнуть».




По словам прихожан старшего поколения, церковь закрыли не сразу после постановления о закрытии, а лишь в 1935 году.


Бесценные алтари и кафедры, живописные полотна старинной работы и прекрасный орган были вывезены, а в опустевшем и закрытом здании разместились амбар, куда перед войной и во время войны свозили хлеб.

                       






Заштатного священника Адама Деша  и его сестру Анну выгнали на улицу.


Одновременно начались аресты и ссылки верующих. О. Адам на этот раз избежал ареста, видимо, лишь в силу своего преклонного возраста и тяжелой болезни. До этого в заключении был два раза: в 1931 в Западной Сибири (освобожден в 1933 г.), и  в 1934 году 4 месяца в Астрахани.






После закрытия церкви,

в 1936 или 1937 году

(по словам прихожан это было после 1935 г.)

католики собирались в доме, где бывшего настоятеля отца Адама Деша

приютила большая немецкая семья. Этот большой деревянный двухэтажный дом стоял вдоль трамвайных путей по улице Софьи Перовской.


Отец Адам, который в это время, был уже очень больным  человеком, служил мессу сидя на кровати. Его кровать выносили на веранду, чтобы как можно больше прихожан могло, принять участие в богослужении. Во время мессы все стояли на коленях - маленькие дети ближе всех к о. Адаму, затем стояли дети постарше, молодежь была на лестнице, на каждой ступеньке по два человека, а остальные - во дворе. А спустя некоторое время, когда власти запретили священнику служить в доме, на воскресную мессу стали приходить не все сразу. Спустя год или два после закрытия храма - прихожанки точно не помнят –


отец Адам умер от рака желудка

(возможно, это было в октябре 1937 г.)


и был похоронен на католическом кладбище. По воскресеньям и в будни, осиротевшие прихожане собирались на совместные молитвы возле его могилы. Через некоторое время кто-то заметил, что стали исчезать каменные памятники на соседнем армяно-григорианском кладбище. Вскоре оказалось, что кладбища будут сносить. Верующие стали хлопотать о переносе останков о. Адама на другое кладбище. Получив разрешение, Алексей Жуков с несколькими прихожанами на следующий же день, взяв подводу, рано утром приехал на кладбище, но оно уже не существовало - перед прибывшими было распаханное и разровненное поле, были даже выкорчеваны все деревья.


После уничтожения кладбища верующие стали собираться группами по домам.


В 1941

началась Отечественная война и, связанная с этим, депортация немцев Поволжья.

В Астрахани число католиков значительно уменьшилось, но не оставляли они попыток возродить Приход. В 1945 г. группа католиков пытались зарегистрировать приход, но не смогли получить от местной власти необходимого разрешения.

                               

 

                           

Нет комментариев

Добавить комментарий