Публикации

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Часовщик В. Швейцер

Часовщик В. Швейцер



Известной личностью в городе стал баденский подданный, Виллибальд Швейцер. В 1825 году приехал в Астрахань и остался здесь на несколько десятков лет. Передав формировавшейся астраханской библиотеке (ныне областная им. Н.К. Крупской) в дар собрание книг (1000 томов) и другие предметы, в 1839 г. был награжден золотой медалью «За полезное».

 

 



Пожертвования на раненных русских воинов принесли ему личную благодарность императора. Швейцера заметило общество астраханской церкви и в 1844 г. избрало его синдиком.


Впрочем, несколько раз отказывался он от этой должности, заверяя прихожан и настоятеля: «как иностранец мало сведущ в русском языке, а грамоты русской вовсе не знаю, ни польского, ни армянского не знаю, не могу быть полезным».

Семья купцов Алабовых

Семья купцов Алабовых


Армянская семья Алабовых долго была одной из  главных благодетелей католического Прихода в Астрахани.


Но особое внимание заслужил 2-ой Гильдии купец и гражданин Рафаил Михайлович Алабов.


Духовная Консистория 15 июля 1831 г. просила настоятеля, чтобы объявил ему «в лице прихожан Астрахани» благодарность за многие пожертвования на астраханский храм, а именно на серебряную ризу для иконы Богоматери стоимостью «до 2000 рублей», на балдахин «от 600 руб.», подсвечники «от 300 руб.», чашу «от 500 руб.». «К тому же выстроил на Кладбище Каплицу с оградою по новому фасаду и Караульню, да на собственном иждивении содерживает караульщика».


Купец С. К. Шавердов

Купец С. К. Шавердов


Армянская семья Шавердовых (Шахвердов, Шахвердян) постоянно участвовала в жизни Прихода.


Степан Клементьевич Шавердов прослужил церкви в качестве бессменного синдика 22 года.


Был он «благодатью» от Бога для астраханской церкви и ее настоятелей. Церковь и приходское имущество привел в отличное состояние. Доходы церкви значительно увеличил. Собственным капиталом церковные дома ремонтировал. Принял на себя содержание церковных певчих и первоначальное обучение армянских детей. Все это требовало суммы до 5000 рублей серебром.  Кроме того, начиная с 1847 года, занимался хлопотами по устройству детского приюта. И хотя разные дела заставили его покинуть Астрахань почти на 2 года, которые провел в Санкт-Петербурге, возвратился он оттуда уже в качестве директора Астраханского Николаевского детского приюта. На протяжении длительного времени  Николаевский приют существовал стараниями и, практически, на средства Степана Шавердова. Этот приют просуществовал до самой революции. Официально он не принадлежал римско-католической церкви, но на протяжении всего времени  существования Приход  его поддерживал и материально, и бесплатной работой учителей.




Со временем, заметной стала еще более важная заслуга Степана Клементьевича.


В самые трудные моменты жизни Прихода был он связующим звеном между настоятелем и прихожанами. С одной стороны - настоятели всегда могли найти в нем поддержку, с другой - прихожане, главным образом, армяне католики, имели в нем своего представителя.


Неудивительно, что в 1868 г. Тираспольский владыка, узнав о его переезде в город Царев писал: «с прискорбием я узнаю, что вследствие служебных обязанностей Вы оставляете Астрахань, а вместе с тем и Ваше служение при римско-католической церкви, (…) утешительно слышать о таких преданных сынах Церкви».


Степан Шавердов был и общественным астраханским деятелем. Был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени, орденом Святой Анны 3-й степени и орденом Льва и Солнца 2-й степени, пожалованным ему Персидским Шахом.

Отец Кшиштоф Немыйский

Отец Кшиштоф Немыйский

(1960 – 2000)


Возродил католический Приход в г. Астрахани.



Отец Кшиштоф родился 4 апреля 1960 г. в г. Лемпица в Польше.


Учился в Высшей Духовной Семинарии св. Иоанна Крестителя в Варшаве (1981-1987гг.).


В 1987 г. в Варшаве был рукоположен в священники примасом Польши кардиналом Иосифом Глемпом.


Пять лет служил в приходах недалеко Варшавы, после чего летом 1992 г. по приглашению московского архиепископа Тадеуша Кондрусевича приехал в Астрахань.


Стал первым настоятелем католического прихода в Астрахани после закрытия храма в 1935 г.


Интервью настоятеля прихода Успения Пресвятой Богородицы Римско-католической Церкви г. Астрахани отца Кшиштофа Немыйского (1960 - 2000).
Отец Кшиштоф трагически погиб в Астрахани 29 ноября 2000 года.


Его трудами и молитвой был возвращен верующим католический храм (в 1992 г.) и Дом католической общины (в 1993 г.) Но прежде всего его заслуга - это возрождение молитвенной жизни прихода, собрание католиков города в одну семью. Пастырской заботой объял африканских и латиноамериканских студентов астраханских ВУЗов.


В 1994 г. Владыка поручил ему руководство Предсеминарии (в Астрахани – до 1999г.), где кандидаты в Высшую Духовную Семинарию в Санкт-Петербурге обучались азам христианской духовности.


Великой заботой о. Кшиштофа было служение нуждающимся людям. Основал он в городе благотворительный центр «КАРИТАС» помогающий беженцам, «детям улицы», наркозависимым, матерям одиночкам… Открывал дома помощи для этих людей.

Читал лекции о защите нарожденных детей.


Наводил дружеские контакты с православным и мусульманским духовенством.


29 ноября 2000 г. был отравлен женщиной-беженкой, которую приютил.


 (Свидетельство 7-летнего Саши): После смерти о. Кшиштофа 29.11.2000 г. на пороге большого дома стоял мальчик ручками размазывая по лицу слезы. Саша вспоминал свою первую встречу с о. Кшиштофом, который занялся его больной ногой с не заживающей уже несколько недель раной. Завез его в больницу, потом несколько недель ухаживал за ним. Саша вспоминал добрые глаза священника и длинные с ним беседы. И вдруг вскрикнул: «Почему так случилось! что будет теперь!». После недолгой тишины сказал: «Отец Кшиштоф ответил бы – «не плач, Бог поможет…»


Несколько дней прихожане молились у гроба усопшего пока его тело не перевезли на родину.

Отец Клеменс Марцинанис

Отец Клеменс Марцинанис

общественный деятель

(1888 – 1940)


Родился в 1888 г. в Сувалках. Окончил Высшую Духовную Семинарию в Сейнах (ныне Польша, на границы с Литвой).



Рукоположен в священника в 1911 г. В 1915 – 1918 был одним из капелланов для изгнанников на территории России (служил в Астрахани).


В 1924 – 1934 гг. служил в Краснополе, где основал кассу взаимного кредита, а также Добровольную Пожарную Дружину.


Арестован в 1940 г. гитлеровцами погиб 30 мая этого же года в концлагере Гусен.

Архиепископ митрополит Георгий Иосиф Шембек

Архиепископ митрополит

Георгий Иосиф Шембек


 

Родился в 1851 г. в Ушице Подольской губернии. Учился в Кракове (на философском факультете Ягеллонского Университета) и в Вене.


 В молодости известный вольным поведением. Однако в какой-то момент произошло чудесное обращение грешника. Он решил поступить в семинарию, но ни одна семинария на западе Российской империи не захотела принять его. И только в Саратове его приняли.


Рукоположен в священники в 1893 г. три месяца этого года был викарным в Астрахани.


В будущем стал настоятелем кафедрального собора и профессором семинарии в Саратове, каноником Тираспольского капитула.


Занимался благотворительной деятельностью.


На свои личные средства построил храмы в Царицыне (Волгоград)  и Покровской Слободе.





Епископ Плоцкий с 1901 г., Архиепископ и митрополит Могилевский с 1904 г.


Председатель Римско-католической духовной коллегии в 1904-1905 гг. Выступал в защиту прав Церкви.

 

Умер 26 июля 1905 г. от тифа, заболев во время визитации архиепархии.

Прелат Павел Ржевуский

Прелат Павел Ржевуский

сосланный в Астрахань


В 60-е годы XIX века в Астрахани появилось немало ссыльных поляков и литовцев, участников антицарского восстания 1863 года, а также защитников прав Церкви во время репрессии.



С 1865 г. Астрахань имела возможность познакомиться с назначенным на должность варшавского епископа суффрагана  Павлом Ржевуским (1804-1892).






Российское правительство не согласилось на его хиротонию, и за то, что встал на защиту варшавского архиепископа Сигизмунда Фелиньского, сосланного в Ярославль, сам был отправлен в Астрахань, где прожил 21 год.


Прибыв  сюда, арендовал небольшой домик на одной из отдаленных улиц города. Правительство выделило ему пенсию и дрова для отопления. В храме служить ему запрещалось и, хотя формально он не был епископам, дозволено было, как всем ссыльным епископом, иметь домовую часовню. Там он служил ежедневно святую мессу, пока не удалось ему обойти строгий запрет и, с согласия настоятеля, служить в храме при закрытых дверях. Говорят, что полицмейстер знал об этом, но не реагировал.   Только спустя несколько лет запрет был отменен и о. Павел мог уже публично приступать к алтарю.


В сентябре 1875 г. он в первый раз крестил детей в астраханской церкви. Однажды, из-за болезни настоятеля, сам отправился в больницу преподать Св. Таинства умиравшему солдату католику, а вскоре проводил в последний путь усопшую армянку.  Эти «преступления» дошли до губернатора Биппена.  Позвав к себе Ржевуского, в грубых словах запретил ему исполнять в Приходе духовные требы. Угрожал отнять пенсию.  Прелат, выслушав все спокойно, ответил: «Правительство имеет право отнять у меня то, что мне дает, но не может отнять власти преподавать Св. Таинства, так как я получил ее не от правительства, но от Бога и Его Церкви». «Тогда – закричал Биппен – прикажу Вас отправить в Царев». И на это о. Павел спокойно ответил: «Можете, господин губернатор, отправить меня и в десять раз дальше, но я своих обязанностей и прав с себя не сниму».



В Астрахани прелат Ржевуский много писал на религиозные темы, вел широкую корреспонденцию, друзьям из Польши несколько раз в году посылал «астраханские» подарки: большую семгу  и, вероятно, икру, которая здесь была очень дешевой.


Отец Павел в Астрахани сильно постарел.


Когда выезжал исполнилось ему 82 года жизни. Люди, знавшие его, говорили, что здесь началось у него старческое слабоумие. Рассказывал об этом  астраханский полицмейстер Вучетич. Навещал он прелата на Новый Год и большие праздники, и любил с ним спорить. Ржевуский тогда высказывал ему все, что накопилось в душе. Ругал «москалей», правительство, предсказывал скорый приход справедливости, падение России и православия, победу Польши и истинной Церкви.  Вучетича это забавляло, и любил  подталкивать его к политическим высказываниям.


Поляки обожали о. Павла, с уважением величали епископом, а и он не мог с ними расстаться. Оставил Астрахань только спустя два года после разрешения на выезд.  Синдикам Прихода поручил 1000 рублей на строительство богадельни.