Публикации

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Преподаватель И. П. Клопотовский

Преподаватель

И. П. Клопотовский


В 1850 году Иван Петрович (рожд. в 1823 г.) поселился в Астрахани, где получил место учителя истории и географии в гимназии; кроме того, он был еще преподавателем в женском институте и школе канцелярских служителей.


Летом 1857 года служивший в Астрахани, доктор Моравский сообщил Ивану Петровичу, что в одном с ним доме, «на чердаке» поселился возвратившийся из ссылки Тарас Григорьевич Шевченко,  лекции которого он слушал будучи студентом Киевского университет св. Владимира.


Тарас Григорьевич ежедневно посещал семейство Клопотовского, где собирался небольшой кружок почитателей поэта. В доме Клопотовского (ныне ул. Шаумяна, 5 (?)) Шевченко устроил небольшую выставку своих рисунков и читал поэтические произведения, написанные в ссылке.





И. Клопотовский был уволен из гимназии за связь с участниками польского восстания 1863 года и работал в редакции газеты «Астраханские губернские ведомости».


Некоторое время был помощником старосты римско-католической церкви г. Астрахани.

Шелковод М. И. Гостинцева

Шелковод

М. И. Гостинцева


Мария Ивановна Гостинцева (1865–1928) – специалист по шелководству, основатель гренажного предприятия в Астрахани. Мария Канавери родилась в Турине (Италия) в семье служащего, окончила Педагогические курсы при Туринском университете, вышла замуж за астраханца Герасима Ивановича Гостинцева и переехала в наш город.


В 1898 г. (по другим сведениям в 1900) она основала в Астрахани предприятие, занимавшееся микроскопическим исследованием грены, т.е. яиц тутового шелкопряда, и продажей целлюлярной (здоровой) грены. Мария Гостинцева выезжала в уезды, проводила беседы с крестьянами, пропагандируя шелководство, организовала курсы шелководов, выступала на губернских сельскохозяйственных съездах, содействовала расширению плантаций шелковицы, внедрению её новых сортов. Коконы, выращенные из её грены, экспонировались на сельскохозяйственных выставках в Астраханской губернии, Москве, Самарканде, Бруссе (Турция), Турине, Милане и Лионе.


Она стала почетной сотрудницей департамента земледелия (1910). Лица, получавшие это почетное звание, исполняли поручения департамента; за особое усердие и заслуги, они могли быть представлены к наградам за неслужебные отличия. Награды не заставили себя ждать: Большая золотой медаль Главного управления землеустройства и земледелия (1913), Романовский знак за отличия за труды по сельскому хозяйству, II степени (1914).


Мария Гостинцева в 1909 – 1912 гг. председательствовала в Обществе вспомоществования бедным прихожанам Астраханской римско-католической церкви.


Свою работу Мария Гостинцева продолжила и после того как её «гренажное заведение» было национализировано (1918): она была назначена его заведующей. Предприятие, которое стало называться гренажной станцией, Мария Гостинцева возглавляла до 1 апреля 1928 г., после чего она была исключена из списков личного состава «в связи с увольнением по инвалидности».

Гренажная станция. Микроскопическое исследование бабочек тутового шелкопряда.

Астрахань. Сентябрь 1928 г.

Коллекционер О. Я. Виблингер

Коллекционер

О. Я. Виблингер


Отто Яковлевич Виблингер, уроженец Лихтенштейна, австро-венгерский подданый, приехал в Астрахань в 1893 г. в качестве уполномоченного фирмы «Иван Каттус в Вене», торговавшей черной икрой.


Он собрал коллекцию предметов искусства Востока, европейского стекла, керамики, скульптуры, живописи, книг об искусстве.


В 1912 г. газеты писали, что в Астрахани, хотя богатых людей много, однако «покупки и заказы картин до чрезвычайности редки. Единственный в городе любитель, да и то не русский, а австриец – О.Я. Виблингер. У него есть симпатичная коллекция из работ его земляков – Томашу и др., и астраханцев: Кустодиева, Мальцева, Веселовского, Николаева, Сергеева и др.»



В 1914 г., будучи внештатным вице-консулом и представителем Австро-венгерской торговой миссии, выехал из России. Вся его коллекция в 1918 году была передана Астраханской картинной галерее.


Являлся членом  «Общество вспомоществования бедным прихожанам астраханской римско-католической церкви».

Архитектор А. С. Малаховский

Архитектор

А. С. Малаховский


Адам Сигизмундович Малаховский (рожд.1859 г.), прекрасный архитектор, знаток древнего зодчества. Он составлял проекты деревянных корпусов на курорте «Тинаки», готовил проект здания пастората при лютеранской кирхе, принимал участие в сооружении комплекса деревянных увеселительных сооружений в саду «Аркадия»…




В 1892 году Малаховский окончил С.-Петербургскую академию художеств с званием классного художника. Был назначен на должность младшего инженера строительного отделения Астраханского губернского правления. С 1896 года Малаховский — городской архитектор…


К тому же Адам Сигизмундович был спортсменом, отважным и смелым человеком. В 1907 году был награжден серебряной медалью «За спасение погибавших» для ношения на груди на Владимирской ленте. Он спас четырех человек, провалившихся под лед на реке Кутум.


Был действительным членом воздухоплавательного отдела Российского технического общества. В 1902 году издал в Астрахани книгу «Воспоминания воздухаплавателя».


В 1896–1899 годах по проекту архитектора Малаховского построены, сохранившиеся по ныне,  Дом Меркульева (ул. Свердлова, 39) и Доходный дом Тавризова, предположительно, дом И.Н. Плотникова (ныне здание Картинной галереи по ул. Свердлова, 81) и др.

Был одним из создателей проекта здания Центральной почты в Астрахани (почтово-телеграфной конторы и телефонной станции).


Являлся членом  «Общества вспомоществования бедным прихожанам астраханской римско-католической церкви».

Архитектор В. Б. Вальдовский-Варганек



Архитектор

В. Б. Вальдовский-Варганек


Виктор Брониславович Вальдовский-Варганек родился 10 января 1873 года в небогатой дворянской семье в Волынской губернии. Учился в Одесской рисовальной школе и  Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Поступил на отделение архитектуры, которое и окончил в 1899 году. 1 марта 1900 года по приказу астраханского губернатора М.А. Газенкампфа был утвержден архитектором Управления калмыцким народом и назначен исполняющим обязанности младшего архитектора строительного отделения Астраханского губернского правления.

Ему было поручено составить проект здания казачьего офицерского собрания. В 1904 году по плану и под наблюдением Вальдовского был сооружен новый деревянный вокзал в саду велосипедистов. Виктор Брониславович сам был заядлым велосипедистом и входил в совет старшин клуба велосипедистов.


Вальдовский имел собственное “Архитектурное бюро”. Проектировал Русско-Азиатский банк на Никольской улице (ныне Театр кукол) и сооружал Русский для внешней торговли банк в восточном стиле по проекту петербургского архитектора П.И. Балинского (ныне областная научная библиотека им. Н.К. Крупской).


Спроектировал также:  здание купеческой Биржи (ныне Дворец брако-сочетания),



кинотеатр “Модерн”  и кинотеатр “Вулкан, тоже построенный в стиле модерн. ” (не уцелевшие)  Кстати, содержал театр сам Вальдовский.


Является автором часовни-усыпальницы Губина (ныне алтарная часть церкви св. Иоанна Крестителя на кладбище по улице Софьи Перовской).

                 


Вальдовский-Варганек был замечательным мастером русской архитектурной школы.


Через пятнадцать лет после приезда в Астрахань, Виктор Брониславович стал губернским архитектором.


Являлся членом  «Общество вспомоществования бедным прихожанам астраханской римско-католической церкви».


В тяжелые времена 1919 года Виктор Брониславович попал в “Список буржуев, подлежащих расстрелу”. На обороте списка роспись “Приговор приведен в исполнение 1919 г. 15 марта”.

Краевед А.Н. Штылько


Краевед

А.Н. Штылько


Адольф Николаевич Штылько (1867 – 1922), краевед и автор многих изданий, в том числе: «Астраханская летопись…с 1554 по 1896 год» (Астрахань, 1897), «Иллюстрированная Астрахань. Очерки прошлого и настоящего города, его достопримечательности и окрестности» (Астрахань, 1896).


Был он также почетным старшиной Николаевского приюта.


Семья Штылько проживала в Астрахани давно. В списке прихожан католического Прихода 1871 г., кроме 5-летнего Адольфа, записаны его папа Николай, мама Елисавета (дочь австийца Ауэра) и 2-летний брат Валериан. Бабушка Адольфа была армяно-католичкой.



Адольф Николаевич являлся членом  «Общество вспомоществования бедным прихожанам астраханской римско-католической церкви».


 

Его брат Андрей был артистом Астраханского драматического театра.

 

Врач Л. М. Буйко

Врач Л. М. Буйко


Людвиг-Зенон Матвеевич Буйко родился в 1855 г.


Окончил медиц. образование со званием лекаря в 1879 г.


В 1883 г. врач в Астрахани.


По распоряжению департ. полиц. от 18 марта 1883 г. вследствие "подозрительной" переписки со студ. И. Коллертом подчинен негласному надзору.


Доктор медицины.


В 1892 г. ординатор больницы Приказа Общественного Призрения в Астрахани.


В 1896—1908 г.г. —вольнопрактикующий, врач в музыкальном училище. Обучал теории и практическим навыкам участниц Астраханского отряда сестер милосердия Красного Креста.


Неутомимый популяризатор здорового образа жизни.


В начале XX века руководил советом старейшин Общества велосипедистов-любителей.


Был членом Городской думы, состоял членом правления Императорского российского общества спасения на водах, Общества вспомоществования бедным прихожанам римско-католической церкви.

Издатель И.А. Вейскгопфен

Издатель

И.А. Вейскгопфен


Издатель первой астраханской газеты (одной из первых российских провинциальных)

«Восточные известия»,

на русском и армянском языках (1813-1816).


Иосиф Антонович фон Вейскгопфен (1778 – 1816) – сын тирольского дворянина, австрийский подданный римско-католического исповедания, преподаватель Астраханской мужской

гимназии.


Он родился в Тироле, окончил юридический факультет Венского университета, владел немецким, французским, латинским и отчасти русским языком.


В 1806 году приехал в Россию, а 2 марта 1811 года по предписанию попечителя Казанского учебного округа был определен учителем немецкого языка в Астраханскую мужскую гимназию, где впоследствии преподавал и французский язык.









Вейскгопфен стал автором русскоязычных «Рукописных тетрадей» преподавания немецкого, французского языков, сочинения на латинском языке «Правдивые мысли о поиске зла» и письма на немецком языке «Добрый сын». Но наибольший интерес из отдельных изданий Вейскгопфена вызывают «Басни Александра Агафи», Сочинения Фомы Кемпийского на немецком языке, «Книга католических молитв и гимнов» на немецком языке


«Рассуждения о происхождении зла»  




Летом 1816 года Вейскгопфен скоропостижно скончался.


Ему было всего 34 года. Его молодая жена Екатерина Захаровна осталась с малолетним сыном.

Фотограф С. И. Климашевская

Фотограф

С. И. Климашевская




Ателье С.И. Климашевской (в центре) 1970-е годы.



 В конце XIX и начале XX века самым известным фотосалоном в Астрахани был фотосалон Станиславы Ивановны Климашевской (1851 - 1939).


Предки Станиславы Ивановны Круминович появились в Астрахани после падения антицарского восстания в Польских провинциях империи.


В 1871 г. венчалась в Римско-католической церкви г. Астрахани с Лаврентием Климашевским (родж. 1829 г.), органистом этого храма.


  В 1878 r. Лаврентий купил фотосалон но в 1883 г. из-за ухудшения здоровья должен был выехать на лечение (умер в 1904 г.). Фотосалон оставил жене. Постепенно фотография Климашевской становится самой популярной и посещаемой в городе.  В фондах музея-заповедника хранится больше всего работ именно этого фотоателье - свыше 350 фотографий и несколько альбомов. Сохранились портреты: писателя Чернышевского, отца Иоанна Кронштадтского, губернатора Соколовского, певца Шаляпина, писателя Горького и др.


Климашевская была награждена

двумя золотыми медалями.


Первая - за победу в международной промышленной выставке в Мадриде в 1884 году. Аверс медали украшает портрет испанского короля Альфонса XII.


Вторая - за победу в международной сельскохозяйственной выставке в Неаполе.


Несколько лет спустя к ним добавится отличительный знак-виньетка с изображением императорской короны и надписью: «Двора Его Величества Шаха Персидского фотография С. Климашевской».


Это было единственное в городе придворное фотоателье.


Персидское Генеральное консульство имело резиденцию в Астрахани.


Станислава Ивановна была также награждена медалью «За Усердие».


С.И. Климашевская являлась действительным членом Петровского общества исследователей Астраханского края.


С 1902 года состояла в секции натуралистов.


Станислава Ивановна не просто содержала ателье, но и была (редкое для России того времени явление) действующим фотографом. Лично участвовала в поездках по степям.


С.И. Климашевская являлась членом правления Общества вспомоществования бедным прихожанам Астраханской Римско-Католической церкви. Много лет была его председателем.

     

Первая мировая война, а потом Революция принесли изменения и в 1921 г. фотосалон был закрыт.


Станислава Ивановна уехала в Варшаву, где умерла в 1939 г.


Дом фотосалона был уничтожен в 70-е годы XX века и на его месте построены корпуса издательства «Волга».

Архитекторы А. Дигби, Л. Руска и К. Депедри

Архитекторы

А. Дигби, Л. Руска и К. Депедри


Среди «временных прихожан» стоит вспомнить трех итальянцев побывавших в Астрахани:  городские архитекторы Александр Дигби, Луиджи Руска и Карл Депедри.




 

 

Александр Дигби с 1786 по 1803 г. создавал и реализовывал генеральный план Астрахани. Начал с противопожарных мер, убирая ветхие постройки из кремля и Белого города, а также создавая широкое открытое пространство перед крепостью -  эспланаду. Затем создавал площади по видам торговли (рыбой, фруктами), набережные, разводные мосты, шлюзы, земляной вал против наводнений. Построил, ныне отреставрированную, гостиницу “Новомосковскую”(Московский торговый дом), здание мужской гимназии и дом губернатора (угол Советской и Кирова).





   

Луиджи Руска (рожд. В 1762 г.)- итальянец, выходец из Швейцарии.  В 1783 прибыл в Санкт-Петербург вместе с отцом, каменных дел мастером. В  1810-1813 гг. создал вторую по счету колокольню Успенского собора в астраханском кремле. С 1815 года — почётный вольный общник Академии Художеств.

В 1818 году уехал из Санкт-Петербурга. Умер в 1822 году в городе Валенца, в Италии.






   

Карл Депедри построил несколько крупных зданий в городе, а также реконструировал главную Плац-парадную площадь Астрахани (ныне территория Братского сада) и составил генеральный план города в 1838 году. Депедри возвел в 1821-1823 гг. тюремный замок с мощными стенами и башнями, прозванный “астраханской Бастилией” (тюрьма «Белый Лебедь»).